СубДоша. Часть I: Вата-доша

Время чтения: 15 минут.

Отправим вам материал на e-mail

26.06.2013 | |

Теория трёх биологических сил — дош — является только внешней оболочкой более глубокой аюрведической концепции, в рамках которой каждая из дош является квинтэссенцией пяти дополняющих друг друга систем регуляции. Их принято называть субдошами. Понятие «субдоша» появляется в более поздних трактатах Шарнгадхары, Бхавамишры и других авторов аюрведических текстов. Детализация связи доша – субдоша позволяет углубить представление о патогенезе (механизме) развития патологии и/или дисфункции. Пять названий подвидов Вата-доши на санскрите образуются путём добавления различных приставок к корню «ан-», что означает «дышать» или «снабжать энергией». Дадим им характеристику.

Прана (санскр. Prāṇa, pra+an+a) – буквально «то, что оживляет и позволяет существовать долгое время». Основные значения: вид Вата-доши; сила; поэтическое обозначение души; жизнь. В йогических концепциях считается, что благодаря процессу дыхания прана насыщает энергией «праническое (эфирное) тело» по системе нади-каналов. Эта энергия «оживляет» материальные процессы, происходящие в физическом теле. Для поддержания жизни живая проявленная материя должна формировать неравновесное состояние по отношению к окружающей среде (негэнтропийный процесс). Такие базовые процессы, как осмос, диффузия, активный транспорт веществ через мембраны клеток, возможны только при постоянной трате энергии, которая поступает в организм вместе с праной. В упрощённом представлении физиологов прану ассоциируют с кислородом, необходимым для процессов окисления (горения) и образования энергии в клетке. Однако прана не есть сам кислород, это, скорее, та энергия, которая извлекается в сложном процессе тканевого дыхания. Другими словами, прану можно сравнить с электричеством, которое «оживляет» телевизор (физическое тело) и без которой это просто груда пластика и металла.

В современной биофизике существует некоторый эквивалент понятия прана: делокализованные (т. е. не привязанные к конкретной молекуле) электронно-возбуждённые состояния, которые могут мигрировать по уже известным физике законам в тканях и переносить энергию. Акцепция (поглощение или утилизация) этой энергии клетками (или её структурами), так же как и её источники генерации (возможно, окислительные процессы в тканях при участии молекул воды), её концентрирование и — самое главное — контроль над процессом остаются неизвестными современной науке.

Согласно Аюрведе, считается, что прана концентрируется в мозге и управляет многими бессознательными висцеральными функциями (контролируя стволовые структуры мозга). В первую очередь осуществляется контроль над процессом дыхания, который является необходимым условием поддержания праны в организме. Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание (Дэвид Фроули, 2004). Видимо, регуляция чувств (т. е. сенсорных систем, воспринимающих информацию из окружающего мира, – анализаторов), связана с изменением порога их восприятия, что имеет подтверждение в физиологии в виде изменения степени возбудимости сенсорных клеток (дендритов нейронов или высокоспециализированных вторично-чувствующих сенсорных клеток дистантных анализаторов). Регуляция ума, возможно, связана с циклом сна-бодрствования, который определяет функциональное состояние нервной системы через тонизирование структур ретикулярной формации ствола мозга. Регуляция сердца, возможно, связана с двумя обстоятельствами – во первых, часто под понятием «сердце» имеют в виду душевные ощущения (ахамкара), во-вторых, это контроль чисто физиологических процессов в сердце как органе кровоснабжения. Поскольку, по представлениям йоги, наша душа проявляет себя через сердце, становится понятным, почему прана регулирует и степень проявления (просветления) нашего сознания в материальном мире. Она соединяет нас (личность этого воплощения) с нашим внутренним «Я» (истинной бессмертной личностью).

Прана – это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами Вата-доши в организме.
Энергетически, согласно йоге, прана связана с Сахасрара-чакрой.

Удана (санскр. Udāna, ud = ūrdhva, ud+an+a), буквально «то, что двигается вверх». Основные значения: вид Вата-доши; пупок; вид змеи. Если прана – это часть жизненной силы, которую мы ассимилируем из окружающего нас мира (через дыхание и питание), то удана – это трансформированная организмом прана, освоенная и направленная на регуляцию других физиологических процессов.

Располагаясь в груди и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, силу воли и волевое усилие (Дэвид Фроули, 2004). Физиологическим эквивалентом понятия удана можно считать всю нервно-сенсорную информацию о состоянии висцеральных органов, которая поступает в мозг (т. е., как сказано, воздух, движущийся вверх) через афферентные (чувствительные) нервы от верхней половины тела (т. е. области грудной клетки). Поскольку поток и качество этой сенсорной информации можно контролировать через сознательное управление процессом дыхания (выдоха), то именно с развитием уданы связана практика йоги. Удана определяет наши кармические жизненные стремления.

Когда она развивается в совершенстве, человек овладевает различными психическими способностями и может выходить с её помощью за границы обычного мира. К слову сказать, одна из наших инструментальных технологий — аппаратно-программный комплекс «КардиоБОС» — и помогает человеку, практикующему йогу и медитацию, овладеть навыками сознательного управления уданой через процесс кардиобиоуправления. Также наша технология используется для обучения этому навыку при лечении психосоматических расстройств (в первую очередь, кардиологической направленности) – http://www.kardiobos.ru/ Поэтому мы настойчиво рекомендуем специалистам, практикующим Аюрведу, использовать технологию биологической обратной связи, которая сформирует навык саморегуляции через обучение правильному йогическому дыханию.

Считается, что в момент смерти удана отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удана.
Энергетически, согласно йоге, удана связана с чакрами Вишудхой и Анахатой.

Самана (санскр. Samāna; sam+ an+a, sam = samanta), буквально «находящийся посередине, или уравновешивающий воздух». Основные значения: вид Вата-доши; наделённый гордыней; равный, сходный, похожий.

Самана расположена вблизи огня пищеварения, движется повсюду в коштхе (пищеварительном тракте и органах брюшной полости), задерживает пищу в пищеварительном тракте, переваривает её, разделяет на суть и отходы, которые затем выводит. Таким образом, самана концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой (Дэвид Фроули, 2004).

С физиологической точки зрения, речь идёт о нервных узлах солнечного сплетения, участвующих в контроле над процессом пищеварения (секреция, перистальтика, всасывание и др.). Основное предназначение — контролировать извлечение праны из продуктов питания и её утилизацию тканями.
Энергетически, согласно йоге, самана связана с Манипура-чакрой.

Вйана (санскр. Vyāna; vi+an+a, vi = vyāpti), буквально «пронизывающий или рассеивающий воздух». Основные значения: вид Вата-Доши; проникающий.

Вйана концентрируется в сердце и распространяется через сосудистую систему по всему организму. Управляя системой кровообращения, вйана контролирует тонус мышц, скорость нервных импульсов, характер внутренней секреции.

С физиологической точки зрения, речь идёт о переносе праны (энергии) через кровь к органам, осуществляющим контроль локомоции, а также к железам внутренней секреции.

С расстройствами вйаны связаны проблемы артериального давления, ряд аутоиммунных процессов в мышцах (миастения) и нервах (рассеянный склероз), а также эндокринопатии (заболевания желез внутренней секреции).

Апана (санскр. Аpāna ; apa+an+a) — буквально «то, что способствует жизни, выводя продукты жизнедеятельности», или «воздух, движущийся вниз». Основные значения: вид Вата-доши; толстая кишка.
Апана концентрируется в толстой кишке и управляет всеми нервными импульсами, направленными вниз. Апана обеспечивает выведение семени, менструальной жидкости, фекалий, мочи и плода при родах (Дэвид Фроули, 2004).

Физиологически апана ассоциируется с крестцовым сплетением, контролирующим органы нижнего этажа брюшной полости и малого таза (толстый кишечник, моче-выделительная система, репродуктивная система).
Энергетически, согласно йоге, апана связана с чакрами Свадхистаной и Муладхарой.

В то время, как удана – восходящий воздух – несёт нашу жизненную силу вверх и способствует эволюции, или освобождению сознания, апана – нисходящий воздух – несёт её вниз и ведёт к регрессу, или ограничению сознания. Однако апана поддерживает и контролирует все другие виды Ваты, и её нарушения лежат в основе большинства расстройств Вата-типа. Поэтому при лечении Вата-расстройств следует в первую очередь уделять внимание лечению апаны.

Скриншот бета-версии вкладки «СубДоша» в программе «ВедаПульс»

Желтая зона – истощение/недостаток соответствующей субдоши.
Зеленая зона — состояние нормы.
Красная зона – избыток/напряжение соответствующей субдоши.

Олег Викторович Сорокин, директор компании Биоквант, PhD


Аюрведическая терапияСсылка по теме
«Аюрведическая терапия», Дэвид Фроули, 2004