Социологический портрет Российских специалистов по аюрведической медицине

13.02.2019

Резюме:

Проведен анонимный социологический опрос 89 врачей и специалистов из разных городов и регионов Российской Федерации и стран СНГ, практикующих методы аюрведы. Показано, что данный контингент в социологическом отношении мало отличается от «обычных» коллег, имеет достаточный как общемедицинский, так и «аюрведический» стаж, на личном опыте убежден в эффективности аюрведических методов.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России отмечается возрастание интереса к традиционным системам оздоровления. Одной из наиболее развитых и популярных в мире традиционных медицинских систем является аюрведа [13]. Хотя аюрведические методы используются очень давно, применение аюрведы в России началось относительно недавно [12]. При этом за последние годы защищено 2 диссертации, посвященные изучению аюрведической медицины [5, 13], выпущены монографии и учебные пособия [2, 3, 11, 14], проводятся научные исследования аюрведических методов и средств [6, 8–10, 15, 16], в различных городах регулярно проходят конференции по аюрведической медицине. В течение нескольких лет идут исследования аюрведических лекарственных растений [1, 4,]. Также в течение последних 15 лет на базе различных высших учебных заведений России проводится обучение аюрведе врачей и специалистов по оздоровлению.
В связи с вышесказанным представляет интерес изучить медико-социологический портрет российских специалистов по аюрведе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В 2018 г. по специально разработанной анкете проведен анонимный социологический опрос 89 врачей и специалистов, практикующих остеопатию, из разных городов и регионов России и ближнего зарубежья. Выбор ответов на вопросы был опциональным, и обследуемые могли давать ответы не на все вопросы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работ по медико-социологическому обследованию специалистов и врачей, занимающихся традиционной медициной, мало. Профессором Д.Е. Моховым была проведена работа, посвященная обследованию специалистов, занимающихся остеопатией в России [7]. Часть результатов нашего обследования были сопоставлены с его данными.
Из 89 опрошенных выделено две группы специалистов (табл. 1), использующих в своей лечебно-оздоровительной деятельности принципы аюрведы: лица, имеющие высшее медицинское образование (25 человек) и лица с иным образованием (64 человека), в том числе разделенных по гендерным особенностям.
В обеих группах значительно преобладали женщины, что, по нашему мнению, связано с большей вовлеченностью женщин в изучение ведической культуры, йоги и восточных практик. В то же время, по данным Д.Е. Мохова, среди остеопатов преобладают мужчины, так как проведение остеопатических процедур связано с необходимостью иметь значительную физическую подготовку, что коррелирует со статистикой по другим специальностям, связанным с мануальными техниками.
Был проведен анализ распределения специалистов по возрастным категориям (табл. 2).

Таблица 1. Распределение обследуемых по полу
Пол Врачи (24) Специалисты (61)
М 7 (29,17%) 17 (27,87%)
Ж 17 (70,83%) 44 (72,13%)

Таблица 2. Распределение обследуемых по возрасту

Возраст Врачи (24) Специалисты (60)
20–29 3 (12,50%) 3 (5,00%)
30–39 2 (8,33%) 12 (20,00%)
40–49 13 (54,17%) 19 (31,67%)
50–59 6 (25,00%) 22 (36,67%)
Старше 60 - 4 (6,67%)

Из приведенных данных видно, что большая доля врачей, интересующихся методами аюрведической медицины, приходится на возраст 40–49 лет (больше половины выборки). Именно в этом возрасте врачи, как правило, закрывают высшую или первую категорию по своей специальности, достигнув максимального профессионального развития и начинают искать новые области применения своих компетенций. На возрастные коридоры 20–29 лет и 30–39 лет суммарно приходится около 20% выборки, что, по-видимому, связано со смещением акцента в этом периоде на приобретение профессиональных навыков в рамках своей медицинской специальности, чтобы состояться как специалисту и сформировать профессиональный авторитет, поэтому свободного времени на овладение новыми знаниями остается мало. Снижение доли врачей в возрасте старше 50 лет до 25% может указывать на более низкую способность к восприятию новых знаний в этом возрасте и определенный профессиональный консерватизм. Сходная тенденция отмечается и в исследовании социального портрета врачей-остеопатов. В группе специалистов без высшего медицинского образования, напротив, видна тенден- ция к постепенному увеличению доли интересующихся аюрведой в сторону более старшего возраста. Более 60% приходится на возраст 40–59 лет, что может быть связано с переосмыслением своей профессиональной принадлежностью и желанием пройти профессиональную переориентацию с формированием новых компетенций в области оздоровительной деятельности.
В исследовании приняли участие специалисты из 9 федеральных округов. По нашим данным, наибольшее число специалистов, изучающих и практикующих методы аюрведы, находится в Центральном и Сибирском федеральных округах, что суммарно составило более 60% выборки (табл. 3). По нашему мнению, указанная закономерность связана не с особенностями открытости к новым знаниям в разных регионах, а с наличием двух наиболее востребованных в среде специалистов, образовательных центров, обучающих основам аюрведической медицины в Москве и Новосибирске.

Таблица 3. Распределение обследуемых по месту проживания

Cубъект Врачи (24) Специалисты (57)
Сибирский ФО 7 (29,17%) 14 (24,56%)
Центральный ФО 5 (20,83%) 20 (35,09%)
Приволжский ФО 4 (16,67%) 3 (5,26%)
Cеверо-Западный ФО 2 (8,33%) 6 (10,53%)
Дальневосточный ФО 2 (8,33%) 2 (3,51%)
Уральский ФО 1 (4,17%) 3 (5,26%)
Южный ФО 1 (4,17%) 1 (1,75%)
Северо-Кавказский ФО 1 (4,17%) -
Крымский ФО - 2 (3,51%)
Казахстан, Сербия, Молдавия, Белоруссия - 6 (10,53%)

Таблица 4. Количество детей у обследуемых

Количество детей Врачи (23) Специалисты (56)
0 5 (21,74%) 13 (23,21%)
1 7 (30,43%) 16 (28,57%)
2 8 (34,78%) 23 (41,07%)
3 2 (8,70%) 3 (5,36%)
4 - -
5 1 (4,35%) -
6 - 1 (1,79%)

Наше предположение о том, что социальная ответственность перед семьей может стать препятствием при смене профессиональной деятельности и началом практики в области аюрведы не нашло подтверждения. Более двух третей респондентов имеют семью с одним или двумя детьми (табл. 4). Эти показатели могут свидетельствовать о более стабильном социальном положении данных специалистов.
Интересно отметить, что у врачей, использующих методы аюрведы, родственники лишь частично разделяют их интерес к традиционным системам оздоровления (табл. 5). В то время как в среде специалистов без медицинского образования родственники в большей мере полностью разделяют и поддерживают интерес к аюрведе.
Лишь пятая часть ощущает нейтральное отношение близких людей, и менее 5% испытывают негативное отношение родственников к выбранному профессиональному пути.
Больше половины опрошенных отмечают позитивное отношение коллег к их деятельности (табл. 6). Отрицательная оценка применения аюрведических подходов со стороны коллег отмечается в единичных случаях. Среди врачей треть отмечает нейтральный подход коллег к их деятельности. Здесь можно говорить, по крайней мере, о том, что подавляющее большинство опрошенных не ощущают препятствий для своей деятельности и не подвергаются осуждению коллегами по причине разных взглядов на методы лечения и оздоровления. Схожее распределение мнений коллег опрошенных специалистов отмечается и в обследовании врачей-остеопатов.
По нашим данным, знакомство с аюрведой у врачей и специалистов происходило разными путями. Если специалисты начинали изучать аюрведу через знакомство с аюрведическими препаратами и маркетинговую деятельность фармкомпаний, которые занимаются дистрибуцией аюрведических препаратов, то врачи начинали изучать аюрведу через изучение профессиональной литературы и посещение профессиональных курсов повышения квалификации (табл. 7).
Единичными случаями для обеих групп явились знакомства через коллег, практикующих аюрведу, в то же время, по данным Д.Е. Мохова, половина респондентов познакомились с остеопатией через коллег, практикующих ее. Среди врачей больше половины, а среди специалистов большинство опрошенных утверждают, что положительно отнеслись к аюрведическим методикам в момент знакомства (табл. 8). В исследовании Д.Е. Мохова отношение врачейостеопатов к их специальности на момент знакомства было несколько иным: лишь треть сразу высказала доверие к методике, больше половины людей усомнились в эффективности метода и некоторые совершенно не испытывали доверия.

Таблица 5. Отношение родственников респондентов к деятельности обследуемых

Отношение близких и родственников к деятельности опрошенного Врачи (24) Специалисты (59)
Полностью принимают 8 (33,33%) 26 (44,07%)
Частично разделяют 11 (45,83%) 19 (32,20%)
Нейтральны 4 (16,67%) 11 (18,64%)
Негативно относятся 1 (4,17%) 3 (5,08%)
Полностью отрицают - -

Таблица 6. Отношение коллег респондентов к деятельности обследуемых

Отношение коллег к деятельности опрошенного Врачи (24) Специалисты (48)
Полностью принимают 3 (12,50%) 9 (18,75%)
Частично разделяют 12 (50,00%) 29 (60,42%)
Нейтральны 8 (33,33%) 8 (16,67%)
Негативно относятся - 2 (4,17%)
Полностью отрицают 1 (4,17%) -

Таблица 7. Обстоятельства знакомства с аюрведой

Обстоятельства Врачи (22) Специалисты (60)
Через коллег, практикующих аюрведу 1 (4,55%) 7 (11,67%)
Через фармацевтические компании 3 (13,64%) 19 (31,67%)
Через курсы повышения квалификации, книги, интернет 11 (50,00%) 17 (28,33%)
Через лекции специалистов 3 (13,64%) 6 (10,00%)
По иному стечению обстоятельств 4 (18,18%) 11 (18,33%)

Таблица 8. Отношение к аюрведе на момент знакомства

Отношение к аюрведе на момент знакомства Врачи (24) Специалисты (62)
Настороженное 5 (20,83%) 8 (12,90%)
Равнодушное 4 (16,67%) 3 (4,84%)
Позитивное 15 (62,50%) 51 (82,26%)

В качестве причины изучения аюрведы более половины врачей отмечают приобретение новых профессиональных компетенций, позволяющих добиваться лучших результатов в лечении своих пациентов (табл. 9). В то же время для специалистов эта причина является равнозначной по сравнению с другими причинами, в частности с получением значимых для своего здоровья результатов лечения методами аюрведы и с общим интересом к расширению своего кругозора.
В исследовании профессора Д.Е. Мохова отмечено также, что большинство остеопатов в качестве причины углубления в эту специальность назвали наибольшую эффективность, безвредность и уникальность подхода. Такое распределение мнений можно объяснить глубоким пониманием врачами принципов лечения пациента в разных медицинских системах, что позволяет им на собственном опыте делать выводы об эффективности тех или иных подходов.
Больше половины врачей имеют опыт работы по основной специальности более 15 лет, но также значительная часть имеет опыт работы до 5 лет (табл. 10). Среди специалистов подавляющее большинство имеет опыт работы по основной специальности до 10 лет, из них около половины – молодые специалисты с опытом работы менее 5 лет. В исследовании медико-социального образа врачей-остеопатов отмечено, что подавляющее большинство опрошенных имеют общемедицинский стаж более 10 лет. Это сходно с нашими результатами и может означать наиболее зрелый, осознанный выбор аюрведы как поля новых знаний и практической деятельности. Тот факт, что достаточно много молодых специалистов из обеих групп отдают предпочтение аюрведе, говорит о востребованности данного направления среди молодежи.
Большинство среди опрошенных владеют английским языком на достаточном для чтения книг уровне (табл. 11). Но литературу по аюрведе на английском языке читают лишь четверть медиков и одна пятая часть специалистов. Трое специалистов читают аюрведическую литературу на санскрите (табл. 12).

Таблица 9. Причины изучения аюрведы

Группа причин Врачи (22) Специалисты (59)
Поиск излечения для себя/ близких 5 (22,73%) 18 (30,51%)
Поиск преимуществ аюрведы 11 (50,00%) 21 (35,59%)
Интерес и тяга к расширению кругозора 6 (27,27%) 20 (33,90%)

Таблица 10. Стаж работы по основной специальности

Общий стаж работы по основной специальности Врачи (24) Специалисты (57)
1–5 лет 6 (25,00%) 22 (37,93%)
6–10 лет 2 (8,33%) 12 (20,69%)
11–15 лет 2 (8,33%) 7 (12,07%)
16–20 лет 5 (20,83%) 8 (13,79%)
21–25 лет 5 (20,83%) 3 (5,17%)
26–30 лет 2 (8,33%) 3 (5,17%)
Более 30 лет 2 (8,33%) 3 (5,17%)

Таблица 11. Владение английским языком респондентами

Владение английским языком Врачи (24) Специалисты (60)
Не владею 2 (8,33%) 10 (16,67%)
Могу читать и переводить со словарем 12 (50,00%) 16 (26,67%)
Понимаю язык, но не говорю на нем 1 (4,17%) 5 (8,33%)
Понимаю язык и с затруднениями изъясняюсь на нем 6 (25,00%) 17 (28,33%)
Свободно владею 3 (12,50%) 12 (20,00%)

Таблица 12. Использование иностранного языка для изучения аюрведических книг

Язык Врачи (23) Специалисты (63)
Русский 23 (100,00%) 61 (96,83%)
Английский 6 (26,09%) 12 (19,05%)
Санскрит - 3 (4,76%)

Таблица 13. Место работы врачей

Место работы врачей % опрошенных (22)
Государственные медицинские организации 6 (27,27%)
Частные медицинские организации 16 (72,73%)

Таблица 14. Страна обучения аюрведе

Страна, в которой обучался Врачи (24) Специалисты (59)
Россия 24 (100,00%) 54 (91,53%)
Индия, Непал - 4 (6,78%)
Латвия - 1 (1,69%)

Большинство врачей работают в частных медицинских организациях, четверть из них ведут прием и по аюрведе, один из врачей занимается только традиционной медициной (табл. 13). В исследовании Д.Е. Мохова отмечено, что остеопатический прием в России осуществляется в медицинских организациях разных типов, в том числе в государственных и частных клиниках. Мы можем объяснить такое распределение кадров тем, что в России аюрведа официально не признана как отрасль медицины, несмотря на то что ВОЗ давно признала традиционную медицину эффективной и делает акцент на необходимости вести исследования и принимать государственные программы обучения по этим направлениям (табл. 14).

ВЫВОД

Таким образом, врачи и специалисты в области аюрведы в социологическом отношении мало отличаются от остальных коллег, имеют достаточный общемедицинский и аюрведический стаж, на личном опыте убеждены в эффективности аюрведических лечебно-оздоровительных методов.


ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И., Корощенко Г.А., Гайдарова А.П. и др. Механизмы действия порошка корневища растения Curcuma longa на углеводный обмен при аллоксан-индуцированном сахарном диабете у крыс. Бюллетень сибирской медицины. 2014; 13(6): 105–112. [Aizman R.I., Koroschenko G.A., Gaidarova A.P., et al. Mechanisms of action of Curcuma longa plant rhizome powder for carbohydrate metabolism in alloxane-induced diabetes mellitus in rats. [Byulleten’ sibirskoy mediciny] Bulletin of Siberian medicine. 2014; 13(6): 105–112.] (In Russ).
2. Ветров И.И., Кузьменко А.В. Основы аюрведической медицины. СПб.: Святослав, 2003. 352 с. [Vetrov I.I., Kuzmenko A.V. Fundamentals of Ayurvedic medicine. St. Petersburg: Svyatoslav, 2003. 352 p.] (In Russ).
3. Ветров И.И., Сорокина Ю.В. Основы аюрведической фитотерапии. СПб.: ООО Аюрведический центр Дханвантари, 2012. 847 с. [Vetrov I.I., Sorokina Yu.V. Fundamentals of Ayurvedic phytotherapy. St. Petersburg: Dhanvantari Ayurvedic Center LLC, 2012. 847 p.] (In Russ).
4. Гравель И.В., Скибина А.С., Кузьменко А.Н. и др. Изучение химического состава корней спаржи кистевидной. Вестник Московского университета. Серия 2: Химия. 2017; 58(4): 199-203. [Gravel I.V., Skibina A.S., Kuzmenko A.N., et al. Study of the chemical composition of asparagus roots of the cyst-shaped asparagus. [Vestnik moskovskogo universiteta] MSU Vestnik. Series 2: Chemistry. 2017; 58(4): 199- 203.] (In Russ).
5. Дружинин В.Ю. «Чарака-самхита»: история формирования, структура, учения и современное значение: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2017. 24 с. [Druzhinin V.Yu. «Charaka- Samkhita»: history of formation, structure, teachings and modern meaning: author’s abstract ... сand. of medical sciences. М., 2017. 24 p.] (In Russ).
6. Кузнецов В.Н. Аюрведические препараты в практике спортивной медицины. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006; 3: 215–216. [Kuznetsov V.N. Ayurvedic drugs in practice of sports medicine. [Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvenno- go universiteta.] Bulletin of the South Ural State University. 2006; 3: 215–216.] (In Russ).
7. Мохов Д.Е., Малков С.С. Медико- социологический портрет современного российского врача-остеопата. Мануальная терапия. 2009; 4(36): 33-39. [Mokhov D.E., Malkov S.S. Medical and sociological portrait of a modern Russian osteopath. [Manual’naya terapiya] Manual therapy. 2009; 4(36): 33-39.] (In Russ).
8. Семёнова Л.Г, Бобкова А.С., Бобровницкий И.П., и др. Опыт применения аюрведической диагностики в восстановительной медицине для раннего выявления стрессогенных расстройств у студентов. Вестник восстановительной медицины. 2010; 4: 24–28. [Semyonova L.G., Bobkova A.S., Bobrovnitsky I.P., et al. Experience of application of Ayurvedic diagnostics in rehabilitation medicine for early detection of stressful disorders in students. [Vestnik vosstanovitel’noy mediciny] Journal of Restorative Medicine and Rehabilitation. 2010; 4: 24–28.] (In Russ).
9. Семёнова, Л.Г., Бобровницкий И.П., Бобкова А.С., и др. Сравнительное изучение диагностической информативности аюрведического и полипараметрического методов при интегральной оценке состояния здоровья студентов. Вестник восстановительной медицины. 2012; 6: 8–11. [Semyonova, L.G., Bobrovnitsky I.P., Bobkova A.S., et al. Comparative Study of Diagnostic Informativity of Ayurvedic and Polyparametric Methods in Integral Assessment of Students’ Health. [Vestnik vosstanovitel’noy mediciny] Journal of Restorative Medicine and Rehabilitation. 2012; 6: 8–11.] (In Russ).
10. Сорокин О.В., Суботялов М.А. Опыт научнопрактической разработки АПК «ВедаПульс» на основе алгоритмов Аюрведической медицины. Первый Российский Конгресс по комплементарной медицине: Материалы конгресса, М.: НИПКЦ Восход-А, 2013: 216-217. [Sorokin O.V., Subotyalov M.A. Experience of scientific and practical development of HSC «VedaPulse» on the basis of Ayurvedic medicine algorithms. First Russian Congress on Complementary Medicine: Materials of the Congress, Moscow: Voshod-A, 2013: 216-217.] (In Russ).
11. Суботялов М.А. Введение в Аюрведу. Пропедевтика аюрведической медицины: монография. СПб. Изд-во «Ремедиум», 2011. 237 с. [Subotyalov M.A. Introduction to Ayurveda. Propedeutics of Ayurvedic medicine: monograph. St. Petersburg. «Remedium», 2011. 237 p.] (In Russ).
12. Суботялов М.А. Место аюрведической медицины в здравоохранении России. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015; 3: 181-183. [Subotyalov M.A. Place of Ayurvedic medicine in the health care of Russia. [Byulleten’ Nacional’nogo NII obshchestvennogo zdorov’ya imeni N.A. Semashko] Bulletin of the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. 2015; 3: 181-183.] (In Russ).
13. Суботялов М.А. Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и место в современном здравоохранении: автореф. дис. ... д-ра. мед. наук. М., 2014. 50 с. [Subotyalov M.A. Traditional Ayurvedic medicine: sources, history and place in modern healthcare: author’s abstract ... Dr. of Sci. (Med.) М., 2014. 50 p.] (In Russ).
14. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Аюрведа: источники и характеристика. М.: Философская книга, 2015. 272 с. [Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Ayurveda: sources and characteristics. M.: Philosophical book, 2015. 272 с.] (In Russ).
15. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине. Вестник Томского государственного университета. История. 2013; 4(24): 169–172. [Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Psychosomatic direction in traditional Ayurvedic medicine. [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta] Tomsk State University Journal. History. 2013; 4(24): 169–172.] (In Russ).
16. Manohar P.R., Sorokin O., Chacko J., Nampoothiri V. An exploratory clinical study to determine the utility of heart rate variability analysis in the assessment of dosha imbalance. Journal of Ayurveda and Integrative Medicine. 2018; 9(2): 126-130. doi: http://dx.doi. org/10.1016/j.jaim.2017.06.008.