Физиологи нашли способ, как спрогнозировать величину предэкзаменационного стресса и оценить риски для здоровья

Время чтения: 15 минут.

Отправим вам материал на e-mail

12.02.2013 | |

Всего два месяца остается до начала единого государственного экзамена, и уже сейчас понятно, что для многих учащихся он окажется большим стрессом, который скажется на здоровье. Используя метод вариабельности ритма сердца, ученые из новосибирского Академгородка смогли оценить «физиологическую стоимость» процесса обучения и спрогнозировать риск для здоровья выпускников.

Для проведения исследования ученые в своей работе воспользовались аппаратно-программным комплексом «ВедаПульс». Они исследовали динамику между двумя состояниями — состоянием покоя и состоянием во время беседы о предстоящем экзамене.

Выводы ученых категоричны: чрезмерно высока та «физиологическая стоимость», которую платят ученики, получающие в школе высшие баллы.
Лучше всего ситуацию иллюстрирует афоризм Вольтера: «Le mieux est I’enneini du bien» («лучшее — враг хорошего» (пер с фр.)). Только ученики, получающие средние оценки, продемонстрировали адекватную физиологическую реакцию.

Во время разговора на экзаменационные темы частота сердечных сокращений отличников увеличивалась на 19–20 ударов в минуту! Представляете? Их сердце начинало биться так, как будто они выполняли тяжелую физическую работу. А это всего лишь был разговор на тему экзамена.

Так же наглядна динамика физиологических показателей учащихся с низкими оценками. Когда они отвечали на вопросы о своей подготовке к экзамену, их сердце начинало биться всего лишь на 1-2 удара в минуту чаще. И что самое главное, динамика вегетативного баланса LF/HF (соотношение мобилизации/расслабления) существенно смещалась в сторону усиления тонуса парасимпатического отдела автономной нервной системы. Кстати, именно такую реакцию демонстрируют осужденные на казнь. Во время казни у осужденных часто происходит непроизвольное испражнение и мочевыделение. Именно парасимпатический отдел ВНС активизирует мышечные сокращения при мочеиспускании и дефекации.

Выделяют две крайние реакции на стресс — симпатотоническую и ваготоническую. Они названы так в зависимости от того, какой отдел ВНС мобилизуется – симпатический или парасимпатический. Симпатотоники пытаются преодолеть все препятствия на своем пути, а ваготоники пытаются выждать: а вдруг опасность мимо пронесет?.. Соответственно, можно выделить два прямо противоположных варианта срыва адаптации: у симпатотоников прежде всего риску подвергается сердечнососудистая система, а у ваготоников – желудочно-кишечная. Для некоторых отличников ЕГЭ обернется первыми в их жизни гипертоническими кризами и осложнениями на сердце, а двоечники в лучшем случае отделаются желудочными расстройствами и кишечными коликами, в худшем – язвой желудка.

Какие делать выводы из сложившейся ситуации, пусть каждый решит для себя сам.

В заключение ссылка на оригинал научной статьи:
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Прогноз «физиологической стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников / Психология образования в поликультурном пространстве: Научный журнал. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2013. – Т. 1 (№ 21)

Комментарии