12 главных меридианов в традиционной китайской медицине

Время чтения: 15 минут.

Отправим вам материал на e-mail

30.11.2012 | |

В число разнообразных задач, которые можно решать с помощью компьютерной пульсовой диагностики «ВедаПульс», включён анализ 12 главных меридианов. Для понимания результатов их анализа нужно быть знакомым с основными представлениями, принятыми в традиционной восточной медицине. В этой статье изложены эти базовые понятия. Причем если обычно мы делаем акцент на аюрведическом подходе, то в данном случае вопрос будет рассмотрен с позиций традиционной китайской медицины.

Меридианы, органы и жизненная энергия ци

Меридианами принято называть энергетические каналы, по которым циркулирует жизненная энергия между «органами». Под термином «орган» подразумевается понятие значительно более широкое, чем одноименный физиологический орган. Остановимся на этом подробнее, для чего обратимся к учебнику, ставшему каноническим для специалистов по восточной медицине, — Вогралик В. Г. «Основы китайского лечебного метода чжень-цзю»:

«Согласно учению традиционной китайской медицины, в человеческом организме 5 основных, а вместе с ними 12 существенных «органов», т. е. структурно-функциональных единиц, объединенных в понятие «органа» не столько морфологической очерченностью и топографической ограниченностью (как это принято в нашей «школьной» медицине), сколько общностью функциональной деятельности. Это следует хорошо понять».

Итак, говорим «орган» — подразумеваем «функциональная система».
Термин «функциональная система» был введен отечественным физиологом П.К. Анохиным. Он осознал, что традиционный анатомический подход не позволяет объяснить способность организмов поддерживать гомеостаз и осуществлять взаимодействие с внешней средой и приспособление к ней. Поэтому он предложил перенести акцент внимания с отдельных органов на физиологические функции. И описал единые принципы строения самых различных функциональных систем. Более подробно см. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [1975 г.]

Только воспринимая органы, принятые в традиционной восточной медицине, как некие прообразы современных функциональных систем, можно осознать всю прозорливость древних врачевателей и значимость их системного подхода.

Рассмотрим 5 основных органов, как их описал Воргалик В.Г.:

«Сердце» — вся сердечнососудистая система с ее функцией кровообращения, теснейшим образом связанная с психической деятельностью человека;
«Селезенка» — вся пищеварительная система, несущая функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее организмом, выделения образующихся шлаков;
«Почки» — система мочеобразования, всего водно-солевого обмена организма и выделения жидких шлаков, всей гуморальной регуляции (желез внутренней секреции);
«Легкие» — вся система дыхания, включающая в себе кожу;
«Печень» — с ее наиактивнейшей обменной деятельностью и центрально-нервной, вегетативно-нервной регуляцией этой деятельности и влиянием на другие органы».

Обратите внимание, что в некоторых случаях есть очень существенные отличия в трактовке функций органа в традиционной китайской медицине от представлений, принятых в современной медицине. В частности, «селезенка» в традиционной китайской медицине заведует всей пищеварительной системой, то есть в ее ведении, в числе других органов пищеварительной системы, находятся: желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень, желчный пузырь и поджелудочная железа — физиологические органы, давшие название «органам» в традиционной китайской медицине. При этом роль селезенки как физиологического органа значительно скромнее — тонкая очистка крови, удаление отживших кровяных клеток и тромбоцитов, плюс переработка гемоглобина.

Важно раз и навсегда разделить понятия морфологический орган и «орган» в традиционной китайской медицине, иначе не избежать путаницы в головах и соответственно — неверных интерпретаций результатов диагностики.

Также важно отметить, что работа всех «органов» тесно связана и при этом одни и те же реальные органы (т. е. настоящие, физиологические органы) могут быть задействованы в работе разных структурно-функциональных систем именуемыми «органами» в традиционной китайской медицине.

Для примера снова приведу цитату из учебника Воргалика В.Г.:

«Возбуждение нервной системы («печень») влечет за собой усиление кровообращения. Это предъявляет повышенные требования к аппарату пищеварения, но умеряется возбужденным состоянием нервной системы. Повышение пищеварения влечет за собой усиление дыхания, особенно в случае недостаточности функций кровообращения. Стимуляция функции легких и тканевого газообмена повышает деятельность всей гуморальной системы и почек. Это, в свою очередь, может поддерживать возбужденное состояние нервной системы, но умеряет деятельность сердца. Хорошая же дыхательная функция снижает возбужденность нервной системы».

Более детально функции 12 органов описаны в приложении в конце этой статьи. А мы перейдем к рассказу о том, что такое «меридианы».
Для чего снова приведем цитату из учебника Воргалика В.Г.

«Еще с древних времен китайские врачи стали замечать, что при уколах в определенные точки тела больные замечают особые ощущения пробегания тока, потяжеления, глубокой ломоты, прилива «жизненной энергии» в определенном направлении, а в дальнейшем укрепление функции определенных органов. Раздражение одних групп точек вызывает продвижение «энергии» в одном направлении, других — в другом. Эти пути движения «энергии» с периферии внутрь при раздражении соответствующих точек, вместе с тем, во многих случаях оказались и путями распространения (иррадиации) болевых ощущений изнутри на периферию при поражениях соответствующих органов. Иначе сказать, вырисовывались пути связи покровов тела с внутренними органами. Было высказано соображение, что эти «каналы» являются как бы путями движения «энергии», взаимосвязывающей покровы тела с внутренними органами, и что воздействием на них, например методом чжень-цзю, возможно повлиять на ту «энергию», ее движение и изменить в нужном направлении функциональное состояние органов и организма в целом».

Тут очень важно понять, о какой энергии идет речь.

«Китайское учение о «жизненной энергии» — «чи*». Функциональное состояние, в котором в каждый данный момент находится человек и которое является как бы равнодействующей всех протекающих в нем жизненных процессов, мы называем жизненным тонусом. Мы говорим, что один человек в хорошем жизненном тонусе, он полон сил, в нем кипит энергия; другой — отличается ослабленным жизненным тонусом, упадком сил, утратой энергии; первый, так сказать, полон «жизненности», второму ее недостает. Мы говорим о мышечном, нервном и другом тонусе, о силе и энергии мышечного сокращения, деятельности сердца, печени, почек, нервной системы и т. д. В основе всего этого лежит определенное направление и напряжение обмена веществ в органах и организме в целом. Это понятие о жизненности, жизненном тонусе, жизненной энергии или жизненной силе и выразили китайские врачи еще многие тысячелетия тому назад словом «чи» (по-японски — «ки», по-индусски — «прана»).
«Чи» в нашем понимании — это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Каждый орган, каждая система органов имеет свое «чи» как выражение обмена и функции в каждый данный момент. Равнодействующая всех этих «чи» и составляет «чи» организма.
Г. Бахман пишет, что «энергия стоит за пределами материи и доступна лишь теологическому анализу». Мы должны подчеркнуть, что сами китайцы не разделяют такого взгляда и понятием «жизненная энергия» (чи) выражают подмеченную ими объективную реальность и объективную необходимость самого существования живых организмов. Мы, естественно, полностью разделяем это их мнение. В последнее время проблема биоэнергетики в широком плане поставлена А. Сент-Дьердьи—лауреатом Нобелевской премии 1937 г. за работы по биохимии (А. Сент-Дьердьи. Биоэнергетика. М. 1960)».

Подведем итог. Главные мысли статьи:

«Орган» — это функциональная система.
Меридиан — путь движения энергии от «органа» к поверхности тела.
Жизненная энергия — интегральный показатель всех жизненных процессов в организме.

*При транскрипции на русский язык китайский термин, обозначающий жизненную энергию, иногда переводят как ЧИ, а иногда как ЦИ. В цитатах, использованных в статье, было сохранено написание, которое применялось автором цитируемого источника.

Приложение к статье

12 органов (функциональных систем)

1. «Легкие». Включают в себя как собственно легкие, так и кожные покровы, центральную и периферическую нервные системы. То есть под «Легкими» подразумевается система, управляющая газовым и водным обменом организма с внешней средой. При этом, легкие как физический орган осуществляют потребление кислорода и выделение углекислого газа, а также выделение влаги. А через потоотделение на поверхности кожного покрова происходит существенная часть регуляции водно-солевого обмена. Также от кожных покровов зависит защита от внешнего воздействия среды. Чтобы управлять столь сложной и разветвленной системой, обеспечивающей контакт с внешней средой и фильтрацию различных процессов обменов организма с внешней средой, в понятие «Легкие» включается центральная и периферическая нервные системы. Имеется в виду только некоторая часть функций нервной системы — управление процессами взаимодействия организма с внешней средой. (Нужно помнить, что речь идет о классификации не по морфологическому, а по функциональному признаку. Соответственно, нервная система включена во все 12 «органов», но каждый раз подразумеваются различные функциональные задачи, выполняемые нервной системой.)

2. «Толстая кишка». Отвечает за транспортировку отходов жизнедеятельности и пищеварения, а также играет существенную роль в абсорбции воды. «Толстая кишка» является парным органом «Легких». При нормальной циркуляции ци в «Легких» толстый кишечник также функционирует нормально, обеспечивается хорошее его опорожнение. Нарушение циркуляции ци в «Легких» вызывает трудности при опорожнении кишечника. А при возникновении состояния переполнения и жара толстого кишечника, сопровождающегося запором, может также возникнуть состояние, когда ци «Легких» перестанет опускаться вниз, что вызывает одышку.

3. «Селезенка». В функцию «Селезенки» как функциональной системы включены управление всеми процессами усвоения пищи и влаги и их транспортировкой по организму, а также контроль крови и мышц. Естественно, что столь широкие функции значительно выходят за рамки селезенки как физиологического органа. Об этом уже упоминалось в начале статьи. Под контролированием крови главным образом подразумевается функция сдерживания тока крови. При нарушении этой функции происходят различные кровотечения. А связь с мышцами и функционирование конечностей появляется из функции транспортировки питательных веществ к ним. Если питательные вещества поступают к мышцам, то они сохраняют упругость и силу, а при нарушении транспортировки питательных веществ мышцы ослабевают.

4. «Желудок». Ведает приемом и перевариванием пищи. Это парный орган «Селезенки». Чтобы осознать разницу между ролью «Селезенки» как управителя процесса пищеварения и «Желудком», нужно принять во внимание, что «Селезенка» — это орган «Инь», а «Желудок» — «Ян». Исходя из диалектического принципа процесс пищеварения разделен на две части: «янские» процессы размельчения и переваривания пищи — это функция «Желудка», а «иньские» процессы усвоения питательных веществ — это функция «Селезенки». Поддержание баланса между этими двумя процессами обеспечивает качественное пищеварение.

5. «Сердце». Отвечает за транспортировку крови. Но этим задача «Сердца» не ограничивается. Согласно представлениям, принятым в традиционной китайской медицине, «Сердцу» отводится главенствующая роль в управлении многими умственными и психическими функциями, которые относятся в современной западной медицине к сфере деятельности центральной нервной системы. (Кстати, во многих европейских языках сердечность и душевность — слова-синонимы, связь между сердцем и психическими качествами прослеживается в традициях многих культур. При этом разделение физиологических и психологических процессов — это удел современной медицины, а в традиционной китайской медицине и физические и психические процессы рассматриваются целостно и через циркуляцию жизненной энергии в органах.) Еще одна функция «Сердца» — потоотделение. В китайской медицине существует правило: «Кровь и пот имеют одно и то же происхождение». «Недостаток пота означает отсутствие крови, недостаток крови означает отсутствие пота. А при избыточном потоотделении происходит затрата крови». В частности, при заболеваниях отмечаются признаки сердцебиения и нарушение ритма, если было выделено слишком много пота и тем самым израсходовано слишком много крови.

6. «Тонкий кишечник». Согласно взглядам китайской медицины, «Тонкий кишечник» ведает «приёмом и преобразованием субстанций». Он принимает питательные вещества от желудка, перерабатывает их, осуществляя одновременно разделение прозрачных и мутных субстанций. Прозрачная часть (питающая субстанция) абсорбируется и направляется через селезенку, распределяясь по всему организму, осуществляя его питание. Замутненная часть направляется в толстый кишечник. Оставшийся от обмена веществ водянистый пищеварительный сок опускается ниже к мочевому пузырю.
«Сердце» и «Тонкий кишечник» являются парными органами. Меридиан сердца выходит из сердца и направляется к тонкому кишечнику. Меридиан тонкого кишечника выходит из него и соединяется с сердцем. Эта внутренняя связь осуществляет движение стихии огня. Нарушение циркуляции огня приводит к патологическим состояниям. Например, при движении огня сердца вниз к тонкому кишечнику он испаряет в нём жидкость организма. Это приводит к редкому мочеиспусканию и розоватой, дающей горячие испарения моче. А движение «жара тонкого кишечника» к сердцу может «опалить» его. У пациента возникают в этом случае состояние возбуждения, высыпания и пузырьки во рту и на языке.

7. «Мочевой пузырь». Относится к числу органов, ведающих обменом жидкостей. «Мочевой пузырь» является парным органом «Почек». Важной функцией «Мочевого пузыря» является «испарение», которое зависит от силы или слабости ци «Почек». Ци «Почек» помогает «Мочевому пузырю» при мочеиспускании, т.е. при контроле открытия и закрытия «Мочевого пузыря».

8. «Почки». Согласно взглядам китайской медицины, функция «Почек» состоит, в первую очередь, в выработке костного, спинного и головного мозга. «Почки» ведают костями и являются одновременно источником зачатия и роста. Они заведуют половыми функциями и отвечают за водный обмен. По китайской медицине, удержание и выделение мочи зависит не только от мочевого пузыря, но и от почек как относящегося к этому процессу плотного органа. При достаточном количестве ци «Почек» «Мочевой пузырь» в полной мере способен удерживать мочу, нормально открываться и закрываться. Это является условием нормального водного обмена в организме. При недостатке ци «Почек» «Мочевой пузырь» утрачивает способность удерживать мочу. Нарушается функция открытия и закрытия мочевого пузыря, мочеиспускание выходит из-под контроля, возникает чрезмерно обильное выделение мочи или недержание мочи.

9. «Перикард». Физически представляет собой внешнюю оболочку сердца. «Перикард» отгораживает сердце от других органов грудной клетки. Но кроме защитной функции сердца, по представлениям китайской медицины, он ведает циркуляцией крови по кровеносным сосудам. Совместно с «Сердцем» «Перикард» оказывает воздействие на центральную нервную систему, влияет на активность интеллекта и психическое состояние.

10. «Три обогревателя». В понятие «Трех обогревателей» входят верхний, нижний и средний обогреватели. «Верхний обогреватель» расположен выше диафрагмы, охватывает плотные органы «Сердце» и «Легкие». «Средний обогреватель» лежит в верхней части живота приблизительно на высоте желудка, включает плотный орган «Селезенку» и полый орган «Желудок». «Нижний обогреватель» находится ниже пупка в нижней части живота, включает в себя оба плотных органа — печень и почки — и полые органы: «Тонкий кишечник», «Толстый кишечник» и «Мочевой пузырь». «Три обогревателя» управляют работой всех внутренних органов, и если попробовать провести параллель с функциональными системами с позиции современной медицины, то наиболее адекватным вариантом является эндокринная система. Хотя, конечно же, это будет только физиологическое соответствие, не включающее в себя всю полноту представлений о циркуляции энергии, принятую в традиционной китайской медицине.

11. «Желчный пузырь». Согласно представлениям китайской медицины,
он имеет двойное назначение — накопление желчи и выделение ее в пищеварительный тракт. Ци «Желчного пузыря» находится во взаимосвязи с психическим состоянием человека. Психические болезни и психосоматические нарушения, такие как бессонница, чрезмерная интенсивность сновидений, сердцебиение и т. д., в китайской медицине зачастую лечатся через желчный пузырь. «Желчный пузырь» находится в тесной связи с «Желудком» и «Селезенкой», поддерживая их при выполнении ими функции пищеварения.

12. «Печень». Согласно представлениям китайской медицины, она выполняет следующие функции:
1. Накопление и регулирование крови.
2. Транспортировка и выведение из организма различных веществ.
3. Ведание связками.
В период Танской династии китайский врач Ван-Бин писал в комментарии к книге «Су-вэнь»: «Печень накапливает кровь, а сердце транспортирует ее. Когда человек двигается, кровь направляется в сосуды. Если же человек находится в покое, кровь течет обратно к печени».
А такая важнейшая функция крови как фильтрация, согласно китайским представлениям, объясняется «любовью печени к порядку».
Нарушение функций «Печени» проявляется прежде всего в двух областях — психике и пищеварении. В китайской медицине действует правило, согласно которому психическое состояние человека не только управляется сердцем, но и находится в тесной связи с ци «Печени». Нарушение функций «Печени» приводит к депрессиям. Как считают китайцы, «печень любит порядок, она не любит печали и скорби»; «сильный гнев вреден для печени».
Еще одной функцией «Печени» является ведание связками. Это объясняется тем обстоятельством, что сухожилия питаются кровью, которая накапливается в печени. А при недостатке крови в печени не обеспечивается питание сухожилий.

Ссылки по теме

В. Г. Вогралик – Основы китайского лечебного метода чжень-цзю [1961, PDF]

К.Шнорренбергер – Учебник китайской медицины для западных врачей [2003 г., PDF, RUS]

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [1975 г., DjVu, RUS]

Комментарии

  1. Александр · 01.03.2013 08:02 · #

    По традиционным китайским представлениям, Ци является основной материальной субстанцией образования всего сущего во Вселенной. Ван Чун (27—97 гг.) в книге «Лунь хэн» (Критические рассуждения) писал: «Все сущее рождается естественно благодаря слиянию Ци Неба и Земли». Все явления во Вселенной происходят в результате движения и изменения Ци.
    Ци подразделяется на Инь и Ян, то есть бывает Инь Ци и Ян Ци, сохранение гармонии между которыми является основой существования всего сущего.
    В китайской медицине Ци, в первую очередь, рассматривается как основа жизнедеятельности организма. Применительно к организму человека Ци является:
    1) мельчайшим питательным веществом, обеспечивающим жизнедеятельность всех органов и тканей (Ци пищи, Ци жидкости, Ци вдыхаемого воздуха);
    2) энергией, обеспечивающей функциональную активность всех органов и тканей (Ци внутренних органов, Ци каналов и коллатералей).

  2. Дмитрий · 02.12.2014 09:37 · #

    Совершенно согласен с автором статьи.
    Очевидно, что акупунктурный диагноз отличается от диагноза МКБ-10.
    В применении к VedaPulse хочу определиться с терминологией во вкладке “Меридианы”.
    Например: написано“Небольшое напряжение энергии”.
    По моему скромному мнению, было бы лучше указать более точно: меридиан в пустоте или в полноте. (А можно ещё добавить название синдрома, например Тай Инь).

  3. Леонид · 02.12.2014 11:33 · #

    Дмитрий, спасибо за добрый отзыв! Над этой статьей я много работал. Несколько месяцев ушло на написание 15000 буковок из которых половина — цитаты.

    1. По поводу терминов ПУСТОТА и ПОЛНОТА.
    Эти термины были использованы во вкладке Меридианы. Смотрите пожалуйста на табличку справа в этой вкладке. Цитирую рубрикатор использованный в табличке:
    • Значительное истощение энергетики (синдром пустоты)
    • Значительное напряжение (синдром полноты).
    Но при обозначении промежуточных значений “незначительного напряжения” и “незначительного истощения” не стали использовать термины пустоты и полноты, сочли, что это и так понятно. Сократили буковки в заголовках, чтобы без повторов обойтись.

    2. По поводу синдромов тай-инь, шао-инь и так далее. Это еще предстоит сделать, чтобы программа расшифровывала их. Это важно, и уверен, что многие рефлексотерапевты, будут рады, когда это появится в программе. Но, это еще в перспективе. Обращу дополнительно внимание генерального разработчика — Олега Сорокина на это на очередном совещании по развитию программы.

    3. Про МКБ-10 и “акупунктурный диагноз”. Поясню для читателей. С Дмитрием мы обсуждали это по телефону и боюсь, что кратко, вне контекста нашей беседы, остальным читателям будет непонятно о чем идет речь. Недавно было выпущено экспертное расширение “Рефлексотерапия” и логика его работы предусматривает учет нозологии по МКБ-10. На самом то деле, нозологический фильтр по МКБ-10, используется во всем реабилитационном блоке экспертных расширений, которые можно подключить к базовой конфигурации программы ВедаПульс: Диетотерапия, Фитотерапия, Ароматерапия, БАД, Йогатерапия и Рефлексотерапия в том числе! Но!!! Алгоритм создания рекомендаций также учитывает и индивидуальное функциональное состояние, определенное в результате тестирования ритма сердца. Причем, во всем этом блоке, можно отключить нозологический фильтр и создавать рекомендации исключительно на базе обследований. А вот в “Рефлексотерапии” на момент публикации этого комментария, сделано маленько иначе — отключение нозологического фильтра переводит программу в справочный режим по БАТ. В данный момент акупунктурный рецепт пока создается только в режиме учета и нозологии по МКБ-10 и результатов тестирования. Сейчас начата работа по созданию алгоритма в котором акупунктурный рецепт будет создаваться только на основе результатов тестирования. То есть появится две логики работы (как уже сделано в остальных расширениях): с учетом МКБ-10 и без него — исключительно с учетом состояния энергетики. Но, обращу внимание читателей на тот факт, что уже сейчас рекомендации в “Рефлексотерапии” строятся с учетом индивидуального состояния энергетики. То есть выбирая одну и ту же нозологию у разных пациентов получаем разные рекомендации — другой акупунктурный рецепт. Отличие продиктовано именно учетом программой индивидуальной энергетики. Решение выпустить первую версию жестко привязанную к нозологии, было принято исходя из соображения, что обычно пациент приходит к рефлексотерапевту, с примерно такими словами:
    — Доктор, меня гастрит замучил! В поликлинике то, что мне назначали — пил, уже год таблетки глотаю, но не помогает, вот пришел к вам.
    То есть мы руководствовались тем, что пациент идет не “энергетику поправить”, а на стадии обострения хроники. А уж чем вызвана эта хроника, программа подскажет в диагностических расширениях: как академических, входящих в базовую часть программы, так и в дополнительных —
    Меридианы (пульс органов),
    Нидана (причина заболевания),
    Биоэнергетика.
    И что важно, программа не только производит оценку функционально состояния (состояния энергетики), но и учитывает его при создании рекомендаций. Но вот исключить нозологию, руководствоваться только энергетикой, это сделаем… работаем над этим. Буквально сегодня на совещании, это было обозначено как очередная задача развития экспертного расширения “Рефлексотерапия”.